m3demin (m3demin) wrote,
m3demin
m3demin

Categories:

К 72-ой годовщине создания Гимна. Часть 2. Конкурс

Продолжение
Часть 1. Гимны - http://m3demin.livejournal.com/816.html

Фрагмент панарамы "Битва на Курской дуге"

Стране нужен был новый гимн. О причинах, побудивших власть принять это решение было сказано в публикации "К 72-ой годовщине создания Гимна. Часть 1, Гимны" в данном ЖЖ. Но вопрос был такой важности, что в тяжелейшее для страны время, летом 1943 года, в период боёв на Курской дуге Правительство страны приняло решение о создании нового Государственного гимна СССР взамен "Интернационала", который должен был остаться исключительно партийным гимном.

Точнее, работа над новым символом государства началась ещё в 1942 году в форме творческого конкурса ведущих поэтов и композиторов страны. Скорее всего, отправной точкой процесса создания нового гимна послужило устное распоряжение И.В. Сталина. Роль организатора конкурса исполнял А.С.Щербаков - Начальник ГлавПУРа Красной Армии.

Для того, чтобы вы могли немного почувствовать, как проходил конкурс, привожу фрагменты интересного документа:

Записка А.С. Щербакова И.В. Сталину о ходе работы над гимном
[28.05.1943]

Конец мая 1943 г.
Товарищу Сталину И.В.
Год тому назад была начата работа поэтов и композиторов над созданием гимна Советского Союза. К работе над текстом гимна были привлечены лучшие наши поэты. После длительной работы сдали тексты гимна 19 авторов (27 текстов): Лебедев-Кумач, Гусев, М. Голодный, Н. Тихонов, Исаковский, С. Васильев, Антокольский, Рыльский, П. Тычина, Самед Вургун, Колычев,Долматовский, Френкель, Катаев и другие.

Из всей группы композиторов, работавших над музыкой гимна, сдали произведения лишь 8 человек: А. Александров – три варианта (на слова Лебедева-Кумача), И. Дзержинский, Соловьев-Седой, Т. Хренников (на слова Гусева), Белый (на слова Френкеля), Кручинин (на слова М. Голодного), Чернецкий (на слова Лебедева-Кумача) и Блантер (на слова Долматовского). Над музыкой гимна также работали композиторы: Шапорин, Шостакович, Мурадели, Юровский...

Все представленные варианты гимна (за исключением гимна, написанного Хренниковым) были разучены хорами и оркестрами Большого театра, Радиокомитета, ансамблем под управлением А. Александрова, оркестром под управлением Чернецкого и прослушаны.

В результате исполнения гимнов оказалось, что ни одно из представленных произведений не может быть рекомендовано в качестве гимна СССР.

Некоторые гимны написаны более удачно, например, музыка Соловьева-Седого на текст Гусева, И. Дзержинского на текст Гусева, М. Блантера на текст Долматовского, Белого на текст Френкеля, но и они требуют серьезной дополнительной работы. Работа композиторов и поэтов над гимном продолжается. В целях поощрения работы поэтов и композиторов над гимном и ее ускорения прошу разрешить организовать закрытый конкурс на лучший текст и лучшую музыку гимна...

Прилагаю несколько текстов гимна, написанных поэтами Гусевым, Тихоновым, Долматовским, Шиловым, Лебедевым-Кумачем, Колычевым, Голодным.

Щербаков

РГАСПИ. Ф. 17. Оп.125. Д. 217. Л. 1–2. Копия.
http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/66212

Заметили, какие громкие имена работали над гимном. Не знаю, как вам, но когда я впервые увидел этот и другие документы, относящиеся к конкурсу на написание гимна СССР, то возникло желание услышать те произведения, которые участвовали в нём. Почувствовать, какие чувства вызывало в те суровые дни такие понятия, как Родина, Отчизна, народ.

А ещё — хотелось самому, для себя самого сравнить великое произведение А.В. Александрова, С.В. Михалкова и Г.А. Регистана с другими претендентами на роль одного из символов СССР.

К огромному сожалению, найти прямые ссылки на то, что та или иная песня была в числе претендентов на право называться гимном великой страны мне пока найти не удалось. Ведь, как сказано в записке Щербакова — конкурс был закрытый. Но почему не было более поздних публикаций? По окончании конкурса. Почему так сложилось? Допускаю несколько причин. Во первых, не верю что был прямой запрет. Постараюсь обосновать это своё мнение ниже, когда буду рассказывать об атмосфере, в которой проходил конкурс. Причины, как я думаю, были другими.

Прежде всего, это понимание советскими композиторами и поэтами значимости нового гимна. Гимн мог быть только один. И вынесение на всеобщее обсуждение своего произведения, как вариант гимна, неизбежно приводило бы к появлению несогласных с решением партии и правительства, невольно умаляло бы достоинства победителя.
К тому же, все авторы понимали, что это давать повод к досужим, ненужным разговорам и перешёптываниям за спиной просто нельзя: вокруг — страшная война. Ведь большинство из них постоянно бывали на фронтах, понимали насколько важно единение народа. И эту людскую общность нельзя было раскалывать.
Кроме того, публиковать песню, проигравшую в честной и равной борьбе другой — тут уж сказывалась, скорее всего, авторская гордость.

Но для меня было понятно, что хотя бы несколько произведений, которые сами авторы считали своим творческим успехом, наверняка всё-таки были вынесены на суд слушателю, включены в концерты. Конечно, они звучали как обычные произведения, без отсылки к конкурсу на написание гимна... А нельзя ли их отыскать?

Мне на помощь пришло то обстоятельство, что последние несколько лет мне много пришлось заниматься песенным наследием нашей Родины. И я поставил для себя задачу: среди многих тысяч произведений, которые мне удалось собрать, отыскать те, которые могли бы (по сроку создания; по именам авторов, упоминавшихся в тех или иных документах по конкурсу: по строю музыки: по смыслу слов) гипотетически быть участниками того конкурса.

И нужно сказать, что мои старания не были бесплодны. Не более двух десятков произведений, созданных в 1942 - 1943 годах, я для себя отметил, как возможных участников конкурса на высокое звание гимна СССР.

Сейчас я хотел бы опубликовать те, что, как я предполагаю, были созданы в период с весны 1942-го по весну 1943-го.

Но перед публикацией повторю ещё раз:
Это всего лишь авторская гипотеза.

Первой представляю вашему вниманию песню, которая позже прочно вошла в репертуар Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова:
Святое ленинское знамя (Музыка: А. В. Александров Слова: О. Колычев)
http://www.russian-records.com/phpthumb/phpThumb.php?src=/data/media/478/11847.jpg&w=640&q=90
http://www.russian-records.com/phpthumb/phpThumb.php?src=/data/media/478/GPT11847.jpg&w=640&q=90
http://www.nlr.ru/e-case3/sc2.php/note/lc/148/16 (алфавитный указатель нотных изданий, Российская национальная библиотека)



Среди призведений - участнков конкурса несколько раз упоминалась песня, написанная великим военным композитором и дирижёром С. Чернецким на слова В. Лебедева-Кумача. Предлагаю вам послушать аудиозапись одного из произведений этого авторского дуэта в исполнении хора Всесоюзного радиокомитета п/у И.Кувыкина и оркестра накркомата обороны, под управлением автора - С. Чернецкого. Предполагаю, это именно эта песня упоминается в документах того времени, как участница конкурса.


Славься, Советская наша страна (Музыка: С. Чернецкий Слова: В. Лебедев-Кумач

Семён Чернецкий И Василий Лебедев-Кумач

Надеюсь, что эти "музыкальные моменты" помогли вам ощутить атмосферу, в которой проходила работа по созданию гимна.

Вернёмся к рассказу о конкурсе. Сразу отмечу, что после выхода постановления Правительства о необходимости создания нового гимна СССР, с упоминания о котором я начал эту публикацию, в работу активно включился член Политбюро ЦК ВКП(б). К.Е. Ворошилов.

Обратимся еще раз к документам — приведу фрагменты стенограммы совещания К.Е. Ворошилова и А,С. Щербакова с поэтами и композиторами по созданию советского гимна

Совещание происходило с 14.10 [до] 16.10 в МК ВКП(б)

Присутствовали: т. Храпченко М.Б., т. Фадеев А.А.; Поэты: 1) Асеев Н.Н 2) Рыльский М.Ф. 3) 4) Лебедев-Кумач В.Н 5) Щипачёв С.П. 6) Гусев В.М. 7) Жаров А.А. 8) Алымов С.Я.; композиторы:1) Шостакович В.Д. 2) Хачатурян А.И. 3) Дунаевский И.О. 4) Дзержинский И.И. 5) Хренников Г.Н. 6) Белый В.А. 7) Кабалевский Д.Б. 8)Новиков А.Г. 9) 10) Блантер М.И. 11)Кручинин В.Я.12)Глиэр...

...тт. Ворошилов и Щербаков высказывают пожелания по содержанию гимна. Гимн должен отразить следующие темы: 1. Победа рабочего класса в нашей стране и торжество власти трудящихся. 2. Братство и дружба победивших в борьбе народов Советского Союза. О партии упоминать не следует, так как гимн является всенародным, национально-беспартийным. Гимн должен быть немногословен, не более четырех куплетов, но сильным и выразительным по своему содержанию...
«17.06.1943
т. Жаров: ...Задача поэтов большая. Указанные тт. Ворошиловым и Щербаковым два тезиса гимна дают большую смысловую нагрузку и, кроме того, он должен быть немногословен. Царский гимн по структуре был прост, немногословен, но без всякой литературной обработки. Сейчас идет война. Нужно ли чтобы она нашла какое-либо отражение в гимне или нет?
т. Ворошилов: Гимн должен отразить борьбу советского народа со своими врагами, так как от повторения войн человечество не застраховано. Но это должно носить подчиненный характер. О фашистах упоминать не надо....
т. Хачатурян: Необходимо привлечь к созданию гимна более широкий круг композиторов. Гимн может написать, как известный, так и неизвестный композитор...
т. Ворошилов: Вы должны дать такую музыку, которая была бы понятна как русскому, так и калмыку. В смысле выбора колоритности композитор решает сам. Связывать его в этом вопросе мы не будем...
т. Лебедев-Кумач:...Мне не совсем ясно, нужно ли указывать в гимне слова «Ленин» и «Сталин». Это определяет характер гимна.
т. Ворошилов: Слова «Ленин» и «Сталин» в, гимне должны быть, так как они от народа неотделимы ...
т. Жаров: Должно ли в гимне существовать понятие о Союзе Советских Социалистических Республик?
т. Ворошилов: Слова «Союз Советских Социалистических Республик» могут быть, но могут и не быть. Это не обязательно. Но смысл их и содержание должны быть.
т. Щербаков: Этим себя связывать не следует. Если слова подойдут, то пусть будут, но образ Союза Советских Социалистических Республик должен быть обязательно...
т. Ворошилов: Выбор музыки – дело композитора. В этом им предоставляются полные свободы...
т. Новиков: Гимн надо написать для среднего голоса. Музыку Александрова много слушают, она трудна для среднего исполнения.
т. Ворошилов: К гимну должно быть уважение. Это – не уличная песня....
т. Фадеев: Мы сделаем все, чтобы оживить работу по созданию гимна. До сих пор работа проводилась, но потом как-то остыла. Необходимо привлечь к этому молодежь...

ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 54. Д. 17. Л. 1–6. Подлинник.
http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/67663

Думаю, что приведённая стенограмма полностью даёт ощущение той благожелательной атмосферы, которая было создана для участников конкурса. И осознания важности порученной работы со стороны лучших творческих сил страны. Но только участием "китов" конкурс не ограничился. Как показало дальнейшее развитие событий, к работе над гимном были привлечены десятки поэтов и композиторов со всей страны. Поэтому допустить, что существовал абсолютный запрет на публикацию созданных произведений во внеконкурсном исполнении просто не могу допустить.
И именно в этот период (весна - осень 1943-го года), появились на свет песни, которые, как я предполагаю, могли быть участницами конкурса. Мне хотелось бы познакомить с ними и читателей моего ЖЖ.

Песня, написанная В.Захаровым и М.Исаковским упоминается, как участница конкурса. Скорее всего, это  "Слава советской державе", которую привожу в исполнении хора имени Пятницкого


Слава Советской державе (Музыка: В. Захаров Слова: М. Исаковский)


Хор имени Пятницкого

Запись следующей песни, написанной классиками советской песни братьями Даниилом и Дмитрием Покрассами на слова Лебедева-Кумача, "Здравствуй, Россия!" удалось найти в исполнении оркестра ГАБТ под управлением С. Сахарова, солист Максим Михайлов.


Здравствуй, Россия! (Музыка: Дм. и Дан. Покрасс Слова: В. Лебедев-Кумач)

Дмитрий Покрасс и Василий Лебедев-Кумач выступают перед бойцами


Завершает песенную подборку песня Б.А.Александрова на стихи А.Шилова. Имена авторов неоднократно упоминались в числе участников конкурса. И хотя нигде не было указано их совместное авторство одного из предварительных вариантов гимна, но уж очень торжественной и сильной выглядит песня, которую я также предлагаю вашему вниманию. Она звучит в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова.



Да здравствует наша держава (Музыка: Б.Александров Слова: А.Шилов)

После заключительной на сегодня «музыкальной паузы» мне бы хотелось поделиться своими ощущениями и мыслями по поводу услышанных произведений, которые, как я предполагаю, могли быть участниками конкурса. Так вот, когда слышишь практически любую из них отдельно, то проникаешься её пафосом, её посылом, даже невольно рисуется образ страны... И появляется мысль, дескать, хорошая песня, дескать, наверное могла бы потянуть и на гимн... Но стоит после этого послущать гимн СССР -- и предыдущее произведение как-то невольно тускнеет, мельчает. Не знаю, может это уже сила привычки, своего рода условный рефлекс на музыку Александрова. Но когда так же рефлексирует большинство твоего народа, да и для всего мира это произведение стало символом страны, то воспринимаешь безусловную правоту тех, кто осуществил столь непростой выбор...

Но, вернусь к рассказу о конкурсе. Нужно сказать, что после совещания у Ворошилова и Шербакова темпы работы по созданию гимна значительно ускорились. Начиная с 17 июля 1943 года Бетховенском зале ГАБТ начались постоянные прослушивания песен — конкурсантов. Они проходили не реже одного раза в неделю.

Авторы работали над песнями, устраняли замечания и вновь выходили на прослушивание...

О напряжённости работы можно судить по фрагментам из следующего документа:

ЗАПИСКА К.Е. ВОРОШИЛОВ и А.С. ЩЕРБАКОВ И.В. СТАЛИНУ О РАБОТЕ НАД ГИМНОМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
04.09.1943

... Всего, таким образом, было прослушано 55 вариантов музыки, написанной 40 композиторами, среди них - Р. Глиэр, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, А. Гедике, А.В. Александров, А.Н. Александров, В. Захаров, Т. Хренников, И. Дзержинский, И. Дунаевский, бр[атья] Покрасс, М. Коваль, М. Блантер, В. Белый, В. Мурадели, П. Макарова и другие.
Из представленных вариантов музыки приближающейся к характеру гимна является музыка Д. Шостаковича. Заслуживает внимания музыка А.В. Александрова, В.А. Александрова, В. Анпилогова, В. Белого, В. Захарова, М. Коваля, В. Кручинина, Мосолова, В. Мурадели, Т. Хренникова, А. Хачатуряна и Чемберджи.
К настоящему времени 50-ю поэтами написаны 87 различных текстовых вариантов гимна.
Ряд поэтов представили по несколько вариантов. Например, С. Алымов представил шесть вариантов, М. Голодный – семь, В. Гусев – пять, С. Кирсанов – 11, О. Колычев – четыре, Лебедев-Кумач – пять, Михалков – четыре варианта...
Сборник представленных поэтами вариантов гимна, с указанием написанной к части из них музыки, прилагаем.

К. Ворошилов А. Щербаков

ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 54. Д. 17. Л. 41–43. Копия.

http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/67666

Но работа не могла продолжаться слишком долго. И появляется первое решение по конкурсу.
Сошлюсь на записи адъютанта К.Е. Ворошилова — полковника Китаева.

«20 сентября 1943 г.
В результате рассмотрения всех представленных поэтами текстов, выбор был остановлен на нижеследующем произведении С. Михалкова и Г. Эль-Регистана:
Текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана.

СВОБОДНЫХ НАРОДОВ СОЮЗ БЛАГОРОДНЫЙ
( 3-й вариант )

Свободных народов союз благородный
Сплотила навеки Великая Русь.
Славься, созданный волей народной
Единый, могучий Советский Союз! 2 раза

Сквозь грозы сияло нам солнце Свободы,
Нам Ленин в грядущее путь озарил.
Мудрый Сталин – избранник народа
На труд и на подвиги нас вдохновил. 2 раза

Никто не заставит нас встать на колени,
Мы – вольный, мы – гордый советский народ!
Кровь героев, что пали в сраженьях,
К победе и славе Отчизну зовет! 2 раза

Свободных народов союз благородный
Ведет за собою Великая Русь.
Славься! Славься, державой народной
Единый, могучий Советский Союз!

В 17.00 20 сентября т. Ворошилов К.Е. принял у себя в кабинете тт. Михалкова и Эль-Регистана и сообщил, что указанный выше вариант текста в основном отвечает задаче, но требует еще доработки. Указания и советы, которые были даны т. Ворошиловым К.Е. в двухчасовой беседе с тт. С. Михалковым и Г. Эль-Регистаном сводились к следующему:
1. Ярче оттенить в тексте социалистическую сущность нашего государства.
2. Придать предельную простоту и ясность языку текста с тем, чтобы он был доступен всем слоям нашего населения, независимо от их общественного положения и культурного уровня.
3. Иметь в виду, что слова гимна должны иметь одновременно с простотой особую торжественность.
4. Сделать припев.

http://www.chitalnya.ru/work/948169/

У Гимна появились появился первый утверждённый вариант текста, первые авторы...

Но работы впереди предстояло ещё много. И о ней я расскажу в следующей публикации цикла.

Окончание
Часть 3. Авторы - http://m3demin.livejournal.com/1307.html



Tags: Ворошилов, Курская дуга, Михалков, Сталин, Щербаков, Эль-Регистан, гимн СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments